суббота, 3 марта 2012 г.

Схемы копирайтинга и рерайтинга


Всякий рабочий процесс между копирайтером (автором, исполнителем...) и Заказчиком (ВМ, работодателем...) можно описать в виде одной из схем, показанных ниже. В зависимости от типа работы (копирайтинг или рерайтинг), имеют место следующие этапы:

1. Выдача своего видения выполнения работы.
Со стороны Заказчика поступает ТЗ в четком варианте, либо предварительное. Вариант ТЗ зависит от сложности задания, авторитетности ВМ и видения ситуации в целом. При глобальных или особо сложных работах ВМ дает "скелет" ТЗ - то, что он хотел бы увидеть и некоторые условия. Если ВМ "стрелянный", то он также кидает "рыбу" или готовое ТЗ, но при этом он просит автора выложить свою точку зрения. Также практикуется ситуации, когда ВМ не знает в точности как поставить задачу. В этом случае к автору поступает типичное ТЗ и потом идет согласование. Когда задание простое, ВМ дает ТЗ в окончательном виде.

Для автора возможны два варианта: подача брифа или следование пунктам окончательного ТЗ. Второй вариант применим, когда ВМ уже имел опыт работы с такими же заданиями или в случае простого задания. Первый вариант желателен для самого автора (см. Деловые контакты. Часть 2 - бриф). Единственно напомню, что это авторитет автора и его страховка.

2. Согласование окончательного ТЗ.
Происходит в случае появление брифа. Согласование не нуждается в особом пояснении, поэтому стоит лишь отметить - это не только ваши исходные данные, но и данные для проверки готового результата.

3. Исходные данные для работы.
Получаются на основании согласованного окончательного ТЗ. Отмечу, что автор должен уже думать над будущей работой во время согласования. Поэтому исходные данные являются, по сути, черновиком, который всегда должен быть перед глазами.

4. Работа над заказом.
Это непосредственно затраченное время на выполнения заказа (написание текста или статьи), регламентируется в ТЗ. Данный блок включает в себя множество подразделов, замечу - не все обязательные. Далее идет различие в схемах копирайтинга и рерайтинга. Поэтому рассмотрим отдельно эти схемы в плане различий.

Копирайтинг
Рерайтинг
5. Работа с темой (поиск и проработка материалов из сети).
Автор, получив тему и кс, собирает как можно больше информации в сети и анализирует ее. Здесь главное - чем больше, но учитывайте сроки сдачи.
5. Работа с темой (поиск и проработка материалов из сети).
Не обязательный пункт. Выполняется только авторитетными авторами или в случае SEO (для разбавления исходника и логической связки кс.
6. Составление "скелета" статьи.
Скелет (или рыба, основа...) необходим, как план написания статьи. Без четкого понимания структуры статьи, не следует приступать к качественному копирайтингу.
6. Работа с исходником.
Может выполняться сразу после п.3. Работа с исходником предполагает не только чтение, но и анализ, разложение статьи на составляющие и прочее.

7. Расстановка ключевых слов (для SEO).
Здесь есть два момента. Первый - пункт обязателен только в случае SEO-статьи (SEO-текста), второй - некоторые авторы выполняют этот пункт после п.8. Это не совсем удобно, так как часто требуется после этого редактирование статьи. Сама по себе, расстановка кс подразумевает "правильную" расстановку - не частить, выстраивание слов в заданном порядке, падежах и количеств, а также позиционирование в тексте, согласно ТЗ. Опытные авторы держат эти правила в голове, вставляя кс по ходу написания.

8. Написание статьи.
Собственно процесс выполнения заказа. Соблюдая оговоренные в ТЗ пожелания и общие правила (норма), автор создает требуемый тип текста (статьи). ВО время написания необходимо учитывать общий объем (или заданные объемы) статьи. Это помогает ориентироваться автору не только в выстраивании общей мысли, но и помогает распределить кс.

9. Проверка орфографии, пунктуации, уникальности...
Обязательное действие. Автор проверяет сам или при помощи программ (сервисов) грамотность статьи. Тут же и проверка на антиплагиат (уник.), так как уникальность - одно из жестких правил по ТЗ. Помните, что это ваша "душа" ("лицо" - бриф).

10. Редактирование статьи.
Практически постоянная  процедура (при каждом заказе). При вычитке логической взаимосвязанности или после написания рерайта, 100% потребуется что-то подправить. Это также и относится к п.9 - в случае нахождения совпадений или ошибок. Процедура практически не требуется при копирайтинге, так как автор пишет с головы. После проведения редактирования, необходимо обязательно пройти п.9 заново.

11. "Вылеживание" статьи.
Этот термин знаком всем опытным авторам не только интернета. Вылеживание необходимо для свежего взгляда на написанное (если позволяют сроки). Может быть такое, что после того, как статья полежала денек, автор увидит, что нужно переделать. Такой взгляд невозможен сразу, из-за "застегнутости" автора при написании.

12. Отправка статьи с комментарием.
Понятный и логический пункт. Пояснения требует только комментарий. В данном случае комментарий - это ваша "спина". Т.е. то, что останется после вас именно самому ВМ. Поэтому воспользуйтесь этим шансом - поблагодарите, вкратце опишите вашу работу, выразите пожелания или предложения на перспективу.

13. Проверка вашей работы.
Время на это прописывается в вашем ТЗ, так что вам остается только ждать (или работать дальше). Заказчик в это время проводит действия по п.9 и сопоставляет с результатом п.2. Если вы сделали все правильно, то волноваться нечего.

14. Результат проверки.
Здесь все просто - 3 варианта:
- оплата заказа и, возможно, получение бонусов в виде отзыва, хороших слов, дополнительного денежного вознаграждения (вот тут сыграют ваши лицо, душа и спина)
- отправка на доработку (если это возможно или если ВМ в нормальном настроении)
- отказ в оплате (если вы что-то не выполнили или не досмотрели, регламентируется в ТЗ).

Схема копирайтинга

Схема рерайтинга


Замечу, что данная схема справедлива для любого типа работы - через биржу или напрямую. Также схема будет особенно полезна новичкам - для правильного понимания работы копирайтера и оценки работы как таковой.

Из блок-схемы видно, что:
- у каждой стороны в идеале должно быть свое видение выполнения задания
- весь рабочий процесс происходит по одной типичной схеме
- время на весь процесс разнится со временем на выполнение работы
- время работы можно сократить путем: пропуском некоторых операций и не возвращаясь назад
- взятие заказа и даже получение окончательного ТЗ не гарантирует оплату

Заключение.

Вы можете и не придерживаться данной схемы, а делать все абсолютно по-своему. Однако не стоит забывать, что данная схема - это основной вариант правильного сотрудничества, который максимально упрощает работу автору. Необходимо отдавать отчет, что, не возвращаясь к определенным пунктам или пропуская их, вы ставите под сомнение возможность оплаты ВМ работы и даете Заказчику поле для "отступления". Я постарался максимально просто раскрыть творческий процесс копирайтинга и рерайтинга.

0 коммент.:

Отправить комментарий