четверг, 1 марта 2012 г.

Деловые контакты. Часть 1 - ТЗ



Для каждого копирайтера общение с Заказчиком - это неотъемлемая часть работы. Исключение составляет ситуация, когда у вас уже долгое сотрудничество. В таких случаях, даже не используется ТЗ как таковое. Но вернемся к типичным случаям. В данной статье я хотел бы рассказать о самих понятиях "ТЗ" и "бриф", в каких случаях они необходимы и для чего.

Основанием для написания этой статьи послужило прочтение ряда материалов противоречивого характера по этой тематике. Вернее не столько противоречивые, сколько чрезмерно хвалебные. Для чего искать истину? Потому как, прочитавшие пользователи теперь будут еще сильнее морочить голову ВМ, уже не говоря про новичков. Теперь ближе к телу делу.

Что такое ТЗ - объяснять не нужно. Каждый заказ не обходится без ТЗ в том или ином виде. Просто требования в виде списка, соответствующее поле в карточке заказа или ТЗ как оно есть - разновидности того самого ТЗ по определению. Возможно, вы даже не задумывались, что вы работаете через ТЗ, но это так. Давайте вспомним, что из себя представляет типичное ТЗ ВМ?

Состав типичного ТЗ:
- общий объем символов
- единицы измерения символов
- время на выполнение
- время проверки
- тип работы
- язык выполнения работы
- тема работы
- ключевые слова
- адрес размещения статьи
- цена за работу
- уровень квалификации автора
- требуемая уникальность

Общий объем - показывает на сколько вам можно развернуться и в какие рамки уложиться. Довольно часто бывает, что объем зарезается с ключевыми словами и выходит казус. К примеру, общий объем - 800 сбп, а все ключевики - 500 сбп. Т.е. довольно трудно увязать все требуемые ключевики в заданном объеме. Стоит отметить, что объем может быть как примерный, так и жесткий. Применительно к примерному объему можно встретить понятие "около" и "не более"/"не менее". Как правило, указывается только цифровое значение.

Единицы измерения - существующий параметр, хоть и условный. Бывают как сбп, так и зсп. Расшифровка каждых дана в разделе Терминология. Скажу лишь, что этот параметр существует для "дотошных" авторов. Профессионал никогда не будет вымерять точно, а пишет из расчета сбп. Исключение составляют SEO-статьи, где можно промахнуться с выполнением всех требований (т.к. сбп могут быть до 30% больше объема зсп). Указывается в основном на биржах. При работе напрямую - может стоять просто количество символов.

Время на выполнение  и время проверки работы - это довольно важные параметры, которые могут послужить вам хорошую службу. Речь идет о досрочном выполнении, как вариант попадания в БС ВМ. Время всегда указывается в формате "не более", т.е. можно выполнить и быстрее. Но это совершенно не значит, что заказчик проверит также раньше срока. По времени на выполнение работы можно определить уровень ВМ. Так как для качественной или большой работы, требуется нормально времени. ВМ, которые на такие работы дают пару часов - дилетанты. Время на проверку - это показатель ВМ. По факту можно судить о заинтересованности ВМ, ответственности и его загруженности. Для автора - не стоит торопить Заказчика, это дурной тон.

Тип работы может быть различным: рерайтинг, копирайтинг, перевод или SEO-копирайтинг. Естественно, что в зависимости от типа, ТЗ имеет различные основные пункты. Тип жестко регламентируется, единственным спорным моментом может стать граница копирайтинга и качественного рерайтинга. Случаются споры и по поводу переводов. Хитрые авторы делают машинный перевод и потом приводят текст в логически-правильно выстроенный. С SEO "подшаманить" никак не удастся, так как там все прописано в деталях.

Язык выполнения заказа - казалось бы абсолютно понятный параметр. Возможны различные вариации языков выполнения и типа работы. По типу работы может даваться русский или иностранный. Может даваться источник для рерайта (на различных языках) или только тема для копирайта и т.д. Тем не менее, некоторые авторы упускают этот параметр из вида и берут заказ. Это в лучшем случае просто трата времени ВМ, в худшем - потеря рейтинга при отказе.

Тема работы - задает не только область работы, но и может формировать заголовок. Она иногда может вступать в конфликт с ключевиками. Т.е. не иметь логической связки. Это делается для размещения статей на тематических ресурсах, с нормальных вхождением будущих анкоров на нужный сайт. Тут также много отказов из-за недосмотра ТЗ. Отмечу, что мне попадались крайне на логические в этом плане заказы. Идеальная работа - любая статья по теме.

Ключевые слова могут, как быть, так и нет. Зачастую они присутствуют и, как говорилось выше, быть "тяжелыми". Говоря про кс, необходимо уточнять форму их употребления и количество. Обычно они просто указываются и все. Так вы можете получить некоторые неприятности, употребив слова в ином падеже или разбавив их. Обращайте внимание на регистр - заглавный или строчный.

Адрес и необходимость размещения статьи обычно регламентируется показателем в карточке заказа - "с размещением/без размещения". Статьи с размещением обычно для несерьезных заказов или ленивых ВМ. Это показатель того, что ВМ не будет проводить редактирование или просто проверку, но также может означать и доверие. Будьте осторожны - некоторые такие заказы могут проходить модерацию на ресурсе, с оплатой по факту.

Цена за работу - самый важный критерий любого заказа. Тут всегда конфликт интересов автора и ВМ. Автор всегда хочет больше, ВМ - хочет сэкономить. Цена может указываться как за 1000 знаков (опять же сбп или зсп) или за всю работу. Также ВМ может указывать фиксированную цену или доплачивать за "перебор".

Уровень квалификации автора - это опять же ваша страховка. ВМ таким образом ограничивает себя от горе-авторов, для вас - это предостереждение от неприятностей. Конечно, некоторые биржи не дадут вам взять заказ, если вы не соответствуете критериям. Но иногда это звучит как пожелание. Поэтому рассчитывайте свои силы, ВМ может на этом сыграть и отказать в оплате.

Уникальность работы - очередной камень преткновения. Хоть это и показатель, который четко регламентируется, все равно бывают конфликты. Спорные ситуации заключаются в разных методах проверки уникальности. Как правило, это разные проверочные программы или сервис для ВМ. Еще один спорный показатель - тип проверки. Можно проверять обычным или глубоким параметром (шинглом).


Казалось бы - все ясно. ТЗ составляет заказчик и прописывает все, что он хочет увидеть. Но в том-то и дело, что это видение ВМ. Если вы заметили, то в каждом (практически) пункте есть нюансы. Именно для вашей страховки и существует бриф. Но об этом в другой статье.

0 коммент.:

Отправить комментарий